Кто такой Святой Валентин - правда ли что он венчал мужчин и сам был геем? Римские оргии, пытки и казни: подлинная история святого Валентина Происхождение Дня святого Валентина по языческой теории.

Практически во всем мире 14 февраля люди празднуют День влюбленных вот уже на протяжении многих лет. Они дарят своим вторым половинкам сердечки, чаще всего в радуют различными романтическими сюрпризами. Однако кто такой святой Валентин, откуда произошли все эти традиции и почему их так яро чтят в наше время, мало кто знает. Что же, попробуем разобраться в истории данного торжества, окунаясь в глубины религии и мифологии, а также ориентируясь на традиции различных стран и народов.

Ретроспектива легенд о происхождении данного святого

О том, кто такой святой Валентин, ходят три легенды. Точнее выражаясь, под данным именем в известны три человека. Первый - Валентин Римский, который работал в Риме на посту священнослужителя. Погиб он в третьем веке нашей эры в результате гонений, которые происходили в период распада Римской империи. Второй персонаж - Валентин, который также работал в Италии на должности церковного епископа. Его казнили в 270 году и похоронили в Третий же - личность, совсем неизвестная для людей нашего времени. Некоторые, однако, полагают, что он был воином и погиб при походе на Карфаген. С наступлением эпохи Средневековья, когда всяческая романтика, искусство и прочее проявление прекрасного находилось под строжайшим запретом, Валентина люди рисовали как сподвижника, который пропагандировал церковную (католическую) идею во всем мире.

Красивая сказка, которая могла бы быть правдой

В наши дни существует так называемая «Золотая легенда», которая повествует о том, кто такой святой Валентин, где он жил и почему он стал покровителем всех влюбленных. Итак, некогда правящий в Римской империи Клавдий II счел, что в его войско неохотно поступают молодые мужчины. Ему показалось, что именно жены не пускают их на войну, поэтому император подписал указ о запрете на венчания для каждого неженатого представителя сильного пола. Валентин же был местным лекарем, проповедником христианства. Наряду с этим он тайно венчал влюбленных. Однажды к нему обратился человек, чья дочь Юлия была слепа, и он назначил ей мазь. Позже до Клавдия дошли слухи о тайных венчаниях, и Валентина заперли в темницу. Зная, что его казнят, он отправил Юлии конверт, где вместе с целебным шафраном оставил послание с текстом «Твой Валентин». Бывшего лекаря казнили 14 февраля, а девушка, открыв конверт, обрела зрение. Официально же данный праздник был занесен в церковные каноны в 496 году.

Несоответствия в красивейшей легенде

История празднования Дня святого Валентина, которая была изложена в предыдущем абзаце, не может быть правдивой по нескольким причинам. Во-первых, сам священномученик жил в Риме в третьем веке нашей эры, когда обрядов венчания как таковых еще не существовало. Это связано в первую очередь с тем, что на данный момент в Римской империи христианство еще не взяло верх, и все граждане, в том числе и правитель, оставались язычниками. Брачующиеся могли сделать это как тайно, так и публично, поэтому до императора подобные слухи вряд ли смогли бы дойти. Хотя утверждать с точностью, что каждое слово в этой легенде - выдумка, не стоит, так как святой с подобным именем полностью признан католической церковью, и чаще всего его отождествляют именно с доктором, который молился за каждого больного в мире и помогал всякому человеку, просившему его об исцелении.

Происхождение Дня святого Валентина по языческой теории

Некоторые историки полагают, что данное торжество было выдумано, как и сам святой Валентин, для того чтобы вытеснить из римских традиций очень жестокий языческий праздник. По давней традиции город Рим был основан братьями - Ромулом и Ремом, которых вскармливала своим молоком волчица. Именно поэтому каждый год жители империи приносили в жертву одну овцу (еда волков), а также собаку (животное, которое волки ненавидят). Шкуру мертвых животных делили на узкие тонкие ремни, после чего полностью обнаженные молодые парни стегали ими всех, кто попадался на пути. Примечательно, что под эти удары пытались попасть молодые девушки, так как считалось, что шрамы позволяют удачно выйти замуж, выносить и родить ребенка. В свою очередь, история появления Дня святого Валентина тут связана с тем, что эти ремни назывались «фебруа», а сам ритуал проводился в середине нынешнего февраля, который в романо-германских языках звучит как «фебруарий» и прочие его производные.

Любовные ритуалы, связанные с этим торжеством

В привычной для нас форме праздник всех влюбленных стали отмечать лишь в 19-м столетии в Великобритании. Конечно же, о том, кто такой святой Валентин, а также историю происхождения всего этого ритуала никто не знал. Для людей это уже стало простым развлечением, которое появилось то ли по велению то ли по какому-то указу местного правительства. Однако каждый год 14 февраля юноши вытягивали из барабана записки, в которых были указаны имена знакомых им девушек. Так складывались «парочки», которые в течение года должны были принимать ухаживания друг друга, после чего они могли разойтись или пожениться. Позже данная традиция перекочевала в США, где обрела большую популярность и новые правила, многие из которых хорошо знакомы нам сегодня.

История праздника святого Валентина в ХХ столетии

На заре нового века за подобное развлечение взялись новоявленные коммерсанты. В продаже благодаря им появились открытки в форме сердец, специализированные подарочные букеты, конфеты и прочие безделицы. Также хозяева ресторанов и кафе начали организовывать определенные программы, на которых могли присутствовать только влюбленные пары. Постепенно данное торжество стало отличной возможностью заработать на продаже открыток, «валентинок», цветов, хорошего вина и прочих презентов, которые сегодня, как правило, мужчины дарят своим возлюбленным дамам. В 21-м же веке в честь подобного праздника чего только не устраивают. И диджейские специализированные сеты, и фильмы, и концерты, и множество других мероприятий.

Традиции, которые зависят от культуры определенной страны

Несмотря на то что мы теперь знаем, кто такой святой Валентин, и что его родина - Италия, торжество, устраивающееся в его честь, охватывает весь мир. В Англии, где праздник впервые отмечался, в наши дни чаше всего гадают… на птицах. Если 14 февраля вы первым делом видите малиновку - то жить вам с моряком долго и счастливо. Воробей же встречается чаще всего к бедному жениху, а вот щегол - явный вестник богатого принца. Когда этот праздник стал достоянием американцев, их мужчины взяли за традицию дарить своим вторым половинкам марципаны. Сегодня же их легко заменяют на шоколад и прочие кондитерские изделия, но при этом их цвет должен оставаться красным или белым. своим женщинам делают французы - они преподносят драгоценности и ювелирные украшения тем, кого любят. А вот в Японии граждане ограничиваются только шоколадом. При этом данный продукт является проявлением чистейшей любви, и признаться в своих чувствах может как мужчина, так и женщина.

Краткое заключение

Такое загадочное и разнообразное происхождение праздника «День святого Валентина» сделало его мировым торжеством. В нашей стране он также обрел популярность, но только с началом 1990-х годов. Также во всем мире принято полагать, что браки, заключенные именно 14 февраля, будут не только счастливыми, но еще и вечными.

День Святого Валентина прочно вошел в календарь российских праздников. В этот день принято поздравлять своих возлюбленных и дарить им подарки.
Корни этого праздника уходят в глубокую языческую древность. Тогда он был совсем не праздником любви, а был связан с культом Луперка (или Пана) - покровителя стад.
В Древнем Риме каждый год с 13 по 15 февраля проходили Луперкалии - фестиваль, посвящённый Луперку. В гроте Lupercal у подножия Палатинского холма (где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима) собирались жрецы Луперка из патрицианской молодежи, приносили в жертву молодых коз, а после ритуальной трапезы жрецы разрезали шкуры жертвенных коз, раздевались донага, бегали по городу и стегали всех встречных кусками шкур жертвенных коз. Наиболее охотно подставляли под удары свои тела женщины, ибо считалось, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.
Этот фестиваль был заимствован римлянами из Аркадии.

Доменико Беккафуми. Луперкалии

После утверждения христианства Луперкалии, а, равно, как и другие языческие празднества, были запрещены. Да как же такое возможно, чтобы женщину-христианку стегал чужой мужчина, да ещё и голый... Но народ привык к празднествам. Надо что-то было дать взамен. И в 496 году Папа Геласий I заменил Луперкалии Днём Святого Валентина.
Надо сказать, что такая замена не единственная. Ведь заменили же древние праздники, посвященные зимнему солнцестоянию Рождеством Иисуса Христа, а праздники, посвящённые летнему солнцестоянию - Рождеством Иоанна Крестителя...
Новому празднику придумали красивую легенду. Император Клавдий II, правивший в 268-270 г.г., много воевал. Император считал, что солдат будет воевать лучше, если у него не будет семьи. И поэтому он запретил солдатам своей армии жениться. Но проказник Купидон, пуляя направо и налево стрелы любви, особенно не разбирался в кого попадут его стрелы. И, бывало что, эти стрелы попадали в солдат армии Клавдия. И что же делать бедному солдатику, когда в него попала стрела, выпущенная проказником Купидоном? Имперские власти ведь браки солдат регистрировать не могли. Высочайший запрет. И тут появляется священник по имени Валентин, который, невзирая на императорский запрет, стал регистрировать солдатские браки, правда, предварительно окрестив брачующихся. О существовании такой нелегальной бракорегистрационной конторы доложили императору. Клавдий приказал арестовать Валентина и доставить его к нему для профилактической беседы. Валентин был арестован и доставлен к императору.
- Так, так. Значит, несмотря на мой запрет, ты регистрировал браки моих солдат? - строго спросил Клавдий Валентина.
- Да. Ибо Бог есть любовь.
- Ладно, бес с тобой, прощу я тебе организацию нелегальной брачной конторы. Но с одним условием: ты принесёшь жертву римским богам. Ну, например, Луперку. Ведь как раз сегодня его праздник.
- А, вот, хрена тебе лысого, тиран! Я в Христа верую. А других богов для меня не существует.
- Ах так. Ну тогда быть тебе без головы.
И священник Валентин был обезглавлен.
Достоверность этой легенды ставится под сомнение. Но ведь согласитесь, легенда то красивая!
14 февраля вспоминается и другой святой с именем Валентин, епископ Интерамны (Умбрия, Италия). Он не только венчал, но и исцелял тяжелые недуги.


Святой Валентин излечивает от эпилепсии

Следует отметить, что сергианская церковь протестует против Дня Святого Валентина. А ведь и Валентин Римлянин и Валентин из Интерамны являются православными святыми. День памяти первого - 6 июля (19 июля по н. ст.), а второго - 30 июля (12 августа по н. ст.).

В западном мире 14 февраля отмечается как День святого Валентина или День всех влюбленных. Перенимание этой традиции в России резко критикуется консерваторами, а особенно резко – теперь, когда пошли разговоры о том, что «настоящий» святой Валентин венчал даже однополые пары. Удивительно, но у версии «христианских гей-браков» есть основа, причем взятая как раз из православной истории.

День святого Валентина – праздник интересный в том плане, что каждый год обрастает новыми коннотациями, подчас весьма странными. При этом в России в последние годы праздником его можно назвать с изрядной долей условности. Появился он как калька с западных традиций, закрепился благодаря маркетологам, а рассчитан был в первую очередь на молодежь. Однако в последние годы особо шумных отмечаний Дня святого Валентина попросту нет. Максимум – это скидки в магазинах и «валентинки» в киосках канцтоваров. Молодежь же предпочитает печь блины на масленичной неделе.

Тем не менее, баталии по поводу того, нужен ли этот праздник и насколько аутентично для России его отмечать, не утихают до сих пор, хотя и по остаточному принципу. Особенность этого года – волна рассказов том, что святой Валентин тайно венчал геев – римских легионеров, а потому это «чужая нам дата и чуждый святой», хотя святым Валентина признали задолго до раскола христианской церкви на западную (католики) и восточную (православные) ветви.

Доподлинно, кстати, не известно, кого венчал святой Валентин и какой именно Валентин имеется в виду. Возможно, речь идет о Валентине Интерамнском – епископе, жившем в итальянском городе Терми в третьем веке. Он известен как проповедник и целитель, по молитвам которого излечился сын римского аристократа Кратона. После этого в христианство обратилось множество людей, в том числе и сын градоначальника. По факту этой известности Валентин был взят под стражу, а после предан мучениям и обезглавлен. Память этого мученика в РПЦ отмечается 30 июля по старому стилю.

Есть еще Валентин Римский, также мученик, живший примерно в то же время и также казненный. Специалисты по агиографиям, впрочем, говорят, что в лице Валентина Римского могло быть «соединено» несколько страстотерпцев, носивших это имя.

Что же касается романтической составляющей, ею персона святого Валентина обросла уже в позднем Средневековье, если точнее, после «Золотой легенды» Иакова Ворагинского – сборника апокрифов и «занимательных житий святых», который появился примерно в 1260 году. Грамотных в ту пору было не так уж много, но среди них это чтиво приобрело популярность, а потому образ святого Валентина как покровителя «молодых и влюбленных» быстро закрепился.

Другое дело, что история с тайными венчаниями не выдерживает исторической критики. Тот вариант, который распространен в наибольшей степени, повествует о некоем священнике и полевом враче Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Дабы мужчины лучше сражались и охотнее несли воинскую службу, кесарь якобы запретил им жениться, как и девушкам – выходить замуж.

Нюансов тут сразу несколько. Во-первых, в третьем веке еще не было отдельного чина или обряда, которые фиксировали бы таинство брака. Во-вторых, Римская империя в те времена была вполне себе языческой, а христиане являли собой маргинальную и гонимую общину. И крайне маловероятно, чтобы «продвинутая римская молодежь» сочеталась браком в пику воле императора, присягая «непонятному богу», а не «родным языческим богам».

Куда более правдоподобной видится версия, согласно которой День святого Валентина пришел на смену традиционным и не менее языческим луперкалиям , в случае которых речь также шла о любви и чадородии. Началось все еще до рождества Христова – в 276 году до нашей эры, когда в Риме случилась внезапная «эпидемия» мертворождений и выкидышей. Поскольку медицина была, что называется, бессильна, на помощь пришли оракулы, которые оповестили, что женщин необходимо подвергать ритуальной порке. А само действо посвятить Фавну, одно из прозвищ которого – Луперк.

С другой стороны, празднование «дня волка» (Лупус – это именно волк) для Рима с его легендой о Ромуле и Реме, выкормленными волчицей, было весьма символичным. В итоге новый праздник стал одним из наиболее популярных. Жрецы-луперки бегали с ремнями из козьей кожи (коза – наиболее вкусная, как считалось, жертва для волка) и стегали женщин, а женщины охотно под эти удары подставлялись, дабы заручиться поддержкой высших сил ради легких родов и здоровья новорожденных.

Заканчивалось все это, как и многие другие праздники Рима, оргией.

В 494 году, когда христианство уже стало господствующей в империи религией, папа Геласий I решил луперкалии прекратить, и на смену празднику «языческой любви» пришел праздник любви христианской. Впрочем, ряд исследователей находят и эту версию не слишком достоверной. Хотя бы потому, что замена одного праздника другим – весьма длительный в исторической перспективе процесс, и на уровне бытового язычества луперкалии могли продолжаться еще долго.

Что же касается вбросов о Валентине и гей-браках, у них есть некоторая историческая первооснова. Дело в том, что уже в восточной, Византийской, церкви существовал такой обряд, как адельфопоэзис, или «побратимство», которое корректнее называть «братотворение». Речь идет о благословленном церковью дружественном союзе двух людей одного пола, как правило – мужчин. Имел он место и в Русской церкви. К примеру, весьма вероятно, что именно через адельфопоэзис скрепляли свое союзничество Александр Невский и Сартак, сын Батыя. Известны и другие политические случаи такого братотворения.

Со временем этот обряд полностью вышел из церковной практики, и одна из версий того, почему именно, упирается как раз в тему нетрадиционных отношений. Историк из Йельского университета Джон Босуэлл вообще трактовал адельфопоэзис как нечто близкое к гей-браку, но его подход оспаривается другими исследователями. И тут надо понимать, что самого Босуэлла (умершего, кстати, от СПИДа) можно относить к такой категории лиц, как гей-активисты, то есть он был по-своему пристрастен.

Скорее всего, от адельфопоэзиса отказались по причине крайней политизации этого «братотворения». Кроме того, были не до конца прояснены родственные связи таких побратимов. Церковь приравнивала духовное родство к кровному. Раз так, возникает вопрос – могли ли жениться дети прошедших адельфопоэзис «братьев»? В народе считали, что нет, не могли.

По мнению специалиста по истории Церкви игумена Афанасия (Селичева), этот поздний византийский чин не прижился из-за своей искусственности и ненужности. «Побрататься можно и без обетов. Еще думаю, что это запутывало и без того запутанную систему вычисления родства. Мешало детям побратимов жениться друг на друге. Ведь они становились фактически кузенами», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Был ли аналог адельфопоэзиса у католиков – вопрос не самый простой. Упомянутый выше историк Босуэлл считал, что нет, не было. Его британский коллега Алан Брэй ему оппонировал и даже привел в своей книге текст католического обряда из Словении под названием «Последование к творению братьев», хотя и признавал, что на Западе о данном явлении известно гораздо меньше, следовательно, оно было менее распространено.

Так или иначе, но до середины XX века в Римской церкви День святого Валентина был значимым событием и одним из обязательных праздников. Так продолжалось до Второго Ватиканского собора 1962–1965 годов, который изменил массу фундаментальных вещей в устройстве Римской церкви, вплоть до появления нового чина литургии, что спровоцировало несколько расколов и появление так называемых старокатоликов, или лефевритов (по имени лидера движения – кардинала Марселя Лефевра).

Тогда же была проведена глобальная ревизия святых и праздников, связанных с этими святыми. В результате в 1969 году День святого Валентина как общекатолический праздник был отменен, став «факультативным». Формальная причина этому – малоизвестность всех этих святых Валентинов. Слишком краткими и туманными были их канонические жития, слишком много в них было внесено позднейших изменений.

При этом у Бога, что называется, отменное чувство юмора: сейчас в католической церкви 14 февраля празднуется как день Кирилла и Мефодия, просветителей народов славянских.

Таким образом, вот уже почти полвека День святого Валентина – это сугубо светский праздник, который с церковной традицией (что западной, что восточной) имеет крайне мало общего. Соответствующее место он занял и в России – как повод для скидок на косметику и прочих рекламных акций. А вера и церковь тут совсем ни при чем.

КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (268 - 270)

Клавдий II Готский (Марк Аврелий Валерий Клавдий) (268- 270 гг.) родился около 214 г., вероятно, в Дардании (Верхняя Мезия). В Historia Augusta приводятся письма, свидетельствующие, что он служил военным трибуном при Траяне Деции и Валериане, назначившим его главнокомандующим в Иллирике. Эти документы вымышлены, но, возможно, придуманные сообщения содержат какую-то долю истины. Во время убийства в 268 г. Галлиена в окрестностях Медиолана, в котором Клавдий, судя по всему, принимал участие, он занимал в этой области пост заместителя командующего. Выбрали нового императора из двух претендентов: Клавдия и другого крупного военачальника Аврелиана, также замешанного в заговоре. Неизвестно, почему армия избрала именно Клавдия, хотя, возможно, сыграла роль репутация Аврелиана как поборника строгой дисциплины. Так или иначе, но была пущена в ход история, о том, что будто бы умирающий Галлиен формально назначил Клавдия своим преемником.

Однако убийство Галлиена возмутило солдат, и в войсках началось брожение, которое удалось приглушить лишь традиционным обещанием выплатить дополнительное вознаграждение в размере двадцати золотых монет на человека. Со своей стороны, сенаторы в Риме, возмущенные тем, что Галлиен отстранил их от управления, приветствовали его смерть. Они тут же приступили к уничтожению его друзей и родственников, в том числе его брата и сына Мариана. Клавдий призвал сенаторов к милосердию, настаивая даже на том, чтобы обожествить покойного императора и успокоить этим армию.

После восхождения Клавдия на престол осада Медиолана с мятежным военачальником Авреолом, которую вели и Галлиен, и его убийцы, продолжалась без перерыва. Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к соглашению, но когда его приближенные выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, на условии, что ему сохранят жизнь. Но его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена. Несмотря на устранение этой опасности, Клавдий по-прежнему был вынужден оставаться на севере Италии, поскольку возникла серьезная угроза со стороны алеманнов. То ли по наущению Авреола, то ли потому, что гарнизон в Реции был ослаблен, его части стянули к Медиолану, но алеманны прорвались через Бреннеров перевал и дошли вплоть до озера Бенак. Здесь их встретил Клавдий и нанес алеманнам столь тяжелое поражение, что на север вернулась едва ли половина их первоначального количества. Клавдий же присвоил себе титул “Германский”.

Отколовшаяся Империя, основанная Постумом на западе, переживала трудные времена, и Клавдий, чтобы еще больше ослабить ее, послал в Южную Галлию разведывательный отряд под командованием Юлия Плацидиана. Тот, расположившись у Куларона, установил связь с Испанией и тем самым вернул ее под власть центрального правительства. Сам Клавдий не возглавлял этот поход, так как считал, что в первую очередь необходимо организовать сопротивление сотам на Балканах. В 268 г. Галлиену не удалось одержать окончательную победу при Найссе, но его полководец Марциан продолжал тревожить захватчиков, а потом прибыл и сам Клавдий, чтобы довершить разгром. Когда готам, испытывавшим недостаток продовольствия, пришлось в поисках пропитания спуститься из лагеря на горе Гессакс в Македонию, Клавдий яростно атаковал их, по-видимому, неподалеку от города Марцианополя. Этот успех был отмечен выпуском монет (VICTORIAE GOTHICae ) и принес императору звание “Готского”, под которым его с тех пор и знали. Новые отряды готов перешли через Данувий, чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов, другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам Эгейского моря, но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с Тенагиноном Пробом, наместником Египта. Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балкан. Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни.

Клавдий еще был занят осадой готов на горе Гем, когда поступили сообщения о том, что племя ютунгов, которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Данувий в поисках новых земель и угрожает Реции, а другое племя, вандалы, готовится вторгнуться в Паннонию. Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану, поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и в январе 270 г. ее жертвой пал и сам Клавдий.

Хотя он правил менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты, так и сенат, и его обожествление последовало незамедлительно. Более того, впоследствии память о нем вновь была воскрешена, когда Константин Великий заявил, что его бабка приходилась Клавдию дочерью или племянницей. Это утверждение было вымышленным, но из-за него жизнеописания Клавдия превратились в восторженные панегирики. Но тем не менее несомненным остается тот факт, что он был выдающимся полководцем, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Империя обязана своим сохранением. Но он не имел ни времени, ни возможности заняться тяжелыми экономическими проблемами; например, качество посеребренной бронзовой монеты стало еще хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен. На его монетах изображен типичный представитель данувийских военачальников того времени: коротко стриженный, бородатый и неумолимый.

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

Люди любят красивые легенды. Вот буквально уже на днях мы будет отмечать праздник, построенный именно на одной легенде - День святого Валентина. Вряд ли кто-то точно вам скажет, что это был за такой Валентин и как конкретно он связан с влюбленностью. Вроде как, был такой священник, который кого-то там венчал или не венчал, темна история. Пришла пора покончить с этой неопределенностью. Давайте же узнаем настоящую историю святого Валентина.

Больше одного

И сразу сообщим вам ключевую новость. Валентинов было несколько. Как минимум, двое. В Мартирологе, списке признанных христианских святых, есть упоминания о некоем Валентине из Рима, который по каким-то причинам был обезглавлен в 269 году. И там же можно найти информацию о Валентине Интерамнском, который также был казнен где-то в III веке н.э. за то, что своими проповедями обратил в христианство сына градоначальника города Терни. Его мощи до сих пор там хранятся. Так что какое-никакое доказательство реальности хотя бы одного Валентина у нас есть.

Доподлинно неизвестно, почему Мартиролог упоминает этих Валентинов, как двух разных людей с очень схожей судьбой. Возможно, это был один человек, а может и гораздо больше. Исторические источники о житии многих святых вообще фрагментарны и недостоверны. Город Терни (он же Интерамн) находится в ста километрах от Рима, так что один и тот же Валентин теоретически мог проповедовать и там, и там.

Но самое интересное то, что в связи с праздником 14 февраля в католических источниках упоминается не Валентин из Рима и не Валентин из Терни, а некто третий. Валентин из Африки. Под Африкой в данном случае следует понимать не весь континент, а римскую провинцию, приблизительно на территории современных Туниса и Ливии.

Таким образом, претендентов на звание того самого святого Валентина у нас получается как минимум трое. И все трое никак, на первый взгляд, не связаны с любовью, романтикой и какими-то амурными отношениями. Они были, в первую очередь, мученики. Откуда же взялась в этой истории любовь?

Золотая легенда

Ранние сведения о христианских святых никогда не был надежным источником, они скупы и противоречивы. Поэтому средневековые богословы часто расширяли истории о святых, внося в них что-то свое. И, само собой, они ни перед кем не отчитывались и не сообщали, откуда берут сведения.

Около 1260 года в Европе появилась книга монаха-доминиканца Иакова Ворагинского под названием «Золотая легенда». Говорят, что в последующие века она была второй по популярности после Библии. Именно из этого сборника историй о святых мы и черпаем детальные сведения. Вот только нам не известно, имел ли Иаков какие-то свои источники информации, пользовался недошедшими до нас книгами, устными пересказами или попросту фантазировал.


Именно из «Золотой легенды», например, мы знаем о святом Патрике, изгнавшем из Ирландии змей. Святой Георгий и его победа над Змеем, Мария Магдалина, как блудница, история Животворящего креста и даже житие Богородицы - все это впервые появилось именно в «Золотой легенде».

И именно там содержится история о некоем священнике Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Император тогда запретил солдатам жениться, чтобы они не отвлекались от службы Риму на всякие глупости. И якобы этот Валентин втайне венчал солдат с их невестами. И за это был казнен.

Уже после выхода «Золотой легенды», ближе к XIV веку, история эта начала обрастать новыми подробностями. Как это часто бывает с легендами и сказками, появились дополнительные персонажи. Такие, как, например, слепая дочь тюремщика, которая прочла прощальное письмо Валентина и прозрела. Потом, в устных пересказах, сам святой стал возлюбленным этой девушки, которой он в письме признавался в любви. Написал, так сказать, первую в истории валентинку.

Другая версия гласит, что Валентин был не священником, а римским патрицием, тайным христианином, благословлявшим своих слуг на христианский брак. В этой версии, когда стража «накрыла» подпольное богослужение, Валентин обменял жизнь слуг на свою. И всем им разослал перед смертью письма в форме сердечек. И от этих писем слепые прозревали, а женщины становились красавицами.

Никакие серьезные источники такую информацию не подтверждают. Да и не могут подтверждать. Собственно, даже католическая церковь в 1969 году исключила 14 февраля из списка обязательных для литургического почитания праздников. Так как никаких серьезных доказательств легенде не было, и нет. Хотя, в целом, почитать Валентина не возбраняется, если у кого-то есть желание.

Кстати, православная церковь подошла к этому вопросу с другой стороны. Там дни двух разных Валентинов, Римского и Интерамнского, праздную в две разные даты. И даже не в феврале, а 6 и 30 июля.

Финальную роль в становлении праздника 14 февраля, как Дня влюбленных, сыграл английский поэт Джефри Чосер, который в своей поэме «Птичий парламент» упомянул, что именно в этот день птицы находят себе пары. Но это просто поэтический прием, не больше.

Языческие корни

Откуда же взялась сама дата 14 февраля, если нам не просто не известна дата казни Валентина, но и его точная личность и история? Тут все достаточно просто.

В 494 году римский папа Геласий I развернул кампания по борьбе с языческими пережитками. Одним из таких пережитков был праздник Луперкалий, отмечавшийся в Риме 15 февраля. Это был праздник плодородия и «лихорадочной любви», который сопровождался разнообразными сексуальными ритуалами.


Само собой, христианская церковь озаботилась моральным обликом молодежи. И решила, что языческий праздник надо заменить на какой-то близкий по духу. Так и появился День святого Валентина, только теперь посвященный не лихорадочной языческой любви, а смиренной, христианской и романтичной.

Впрочем, в XXI веке День влюбленных давно уже носит сугубо светский характер. И ничего плохого в том, чтобы в этот день взять и порадовать как-то тех, кого вы любите, нет. Главное, чтобы это было искренне. С этим любой святой бы согласился.



Copyright © 2024 Menzernarus - Автомобильный портал.