Какое наказание предусматривается по закону за оставление места ДТП? Скрылся с места дтп - избежать наказания Покинул место дтп что грозит.

Экспресс оценка перспектив дела

Оставление места ДТП - наказание в 2019 году

ДТП – это неприятность, от которой не застрахован ни один водитель. Правила дорожного движения регламентируют действия водителя, который попал в дорожно-транспортное происшествие, и обязывают его принять необходимые меры, включая оказание помощи пострадавшим. При несоблюдении предписаний последствия могут оказаться неблагоприятными для водителя.

За уезд с места ДТП наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ. Во второй части этой статьи подробно расписано, что бывает, когда в состоянии шока или по умыслу водитель оставляет место аварии. При оставлении места ДТП водителю может быть предъявлено одно из следующих взысканий в 2019 году:

  1. После скрытия с места ДТП следует наказание в виде лишения прав на вождение транспортного средства на срок 1-1,5 лет;
  2. Арест административный на 15 суток.

Если вас интересует, какой штраф при этом предусмотрен, то вам стоит знать, что в действующем законодательстве не указано, что водитель должен оплатить штраф за то, что уехал после аварии, не остановившись, не проверив, есть ли пострадавшие или имущественная порча.

Уезжая с места ДТП по законной или незаконной причине, а также будучи невиновным лицом, важно помнить, что без документального подтверждения о происшествии велика вероятность:

  • быть признанными виновным в аварии;
  • ответить административно за уезд с места ДТП;
  • возмещать ущерб за порчу автомобиля, за причиненный моральный ущерб, а также за ущерб здоровью вплоть до пожизненного регресса.

Чтобы избежать этого, лучше остаться на месте ДТП и при возможности нанять адвоката, который прибудет на место происшествия для контроля правильности составления бумаг и дачи полезных советов.

Что является основанием для несения наказания?

Мера ответственности определяется в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является протокол, который составляется сотрудниками ГИБДД. Доказательствами вины могут быть показания свидетелей, очевидцев, видео с цифровых носителей (видеорегистраторов, дорожных камер). В 95% уезд с ДТП раскрывается следователями, и виновник находится.

Нередко в состоянии шока, когда человек уехал с места ДТП, он выпивает. Пункт 2.7 ПДД указывает на запрет приема алкогольных напитков, наркотических, психотропных или любых других препаратов до того момента, пока не будет выполнено освидетельствование. Подобные нарушения лишь усугубляют положение и могут стать причиной дополнительного взыскания в виде штрафа за нетрезвое управление ТС.

Какие сроки допустимы для наказания?

В случаях, когда человек уехал с места ДТП безвозвратно, скрывается от ответственности, есть исключения из правил, остающиеся безнаказанными. К таким исключениям относится истекший срок давности. Совершенный уезд с места ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД, после чего начинается опрос свидетелей для поиска нарушителя. На розыскные работы, выдвижение обвинения виновному, не оставшемуся на месте аварии, согласно ст. 4.5 КоАП РФ дается 90 дней (3 месяца). По истечении срока давности незаконно предъявлять какие-либо обвинения в адрес водителя и составлять на его имя Постановление об административном правонарушении.

Когда водитель несет ответственность?

Если человек, управляющий автомобилем, который попал в дорожно-транспортное происшествие, уехал с места события по причинам, которые не перечислены в ПДД, его деяния расцениваются, как преступление. За оставление места ДТП в 2019 году лица, скрывшиеся на авто в таких ситуациях, даже если они не являются владельцами транспортного средства, несут полную ответственность.

Не оправдывается уезд с места ДТП и в том случае, если водитель торопится на рейс, совещание или другие мероприятия, даже если он остановился и оставил свои данные, координаты, контактные телефоны, визитку.

Не оставшись на месте аварии, человек может повлиять на смягчение ответственности. Для этого нужна явка с повинной, содействие следствию, добровольное возмещение ущерба. Частично оправдать за то, что человек не остался на месте ДТП, может тяжелое душевное состояние, несовершеннолетие, беременность.

В каких случаях ответственность не предусматривается?

Бывают ситуации, когда водитель не несет ответственность за то, что не совершил остановку, уехал с места происшествия. К таким ситуациям можно отнести следующие ситуации.

Когда произошло ДТП, но водители смогли договориться, не имеют друг к другу претензий по случившимся обстоятельствам. С места аварии можно уехать, если при случившемся нет пострадавших. В такой ситуации желательно на месте ДТП составить схему расстановки автомобилей после аварии, указать на схеме разметку дороги, название улиц, номера домов, дорожные знаки и другую важную информацию. Схема должна быть у каждого водителя, подписанная двумя сторонами-участниками аварии. Уезд с ДТП будет юридически правильным, если оба водителя направятся в ближайший ДПС пост, где оформят документы.

Когда на месте аварии водители обоюдно приняли решение оформлять ДТП по европротоколу (заполнение извещения о ДТП, на которое будет опираться страховщик). По ОСАГО разрешена такая процедура, когда на месте ДТП пострадало всего 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующий ОСАГО полис. На месте происшествия не должно быть людей, которые получили увечья, травмы. В этом случае уезд с места ДТП возможен, при этом водители не должны иметь друг к другу претензий, а характер повреждений согласован.

Часто в суде водителя оправдывает факт, когда он вынужденно уехал с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего при аварии или наезде в больницу. Уехав в этом случае с места происшествия, водитель обязан вернуться после того, как человек доставлен в медицинское учреждение для оказания экстренной помощи. Важно перед отъездом зафиксировать документально (указать на схеме), на видео- или фотокамеру положение автомобиля. На месте ДТП следует оставить предметы в том положении, в котором они находились после аварии. Чтобы они не мешали остальным участникам движения, согласно п. 2.5 ПДД, необходимо обеспечить объезд транспорта.

Не считается преступлением, на которое распространяется наказание по ст. 12.27 КоАП РФ, когда транспортное средство, виновное или участвующее в ДТП, убрано с дороги с целью освободить проезжую часть для транспортного потока, но при этом сам водитель остается на месте. Перед тем как убрать авто, его местоположение нужно описать в документе или зафиксировать любым другим способом. Перемещение нежелательно осуществлять, когда нет очевидцев происшествия, а также тогда, когда у водителей есть разногласия относительно вины и причин, повлекших ДТП.

Уехав с места ДТП в иных ситуациях, водителю будет предъявлено обвинение за оставление места и соответствующее законодательству наказание. Когда водитель уехал с места ДТП, только после следствия определяется наличие состава преступления или его отсутствие по причинам, предусмотренным Правилами дорожного движения. Окончательный вердикт о том, являлись ли действия водителя правомерными или неправомерными, и какое за оставление места ДТП будет наказание, определяет суд.

Зная, можно ли уезжать в случае аварии и в каких конкретно случаях ответственность не наступает за самовольное покидание места происшествия, можно избежать наказаний и лишения прав.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2020 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Сегодня довольно часто случаются, что водители покидают место ДТП. И здесь совершенно неважно, какой у нарушителя автомобиль – дешевые «Жигули» или дорогостоящая иномарка (в водительской среде почему-то полагают, что во втором случае можно запросто избежать наказания).

Что значит оставление места ДТП?

Согласно Федеральному законодательству ДТП – это такое событие, произошедшее в ходе движения автомобиля по проезжей части и с его участием, но при условии, что:

  • это привело к ранению или гибели людей;
  • были повреждены грузы, здания;
  • были повреждены транспортные средства;
  • это повлекло за собой материальный ущерб другого рода.

Поэтому даже если в аварию попала всего одна машина, но это привело к одному из описанных выше последствий, то это официально считается ДТП. Что же касается самого оставления, то оно предусматривает скрытие водителя с места происшествия (в нарушение действующих Правил и законов), который стал его участником.

Что нужно делать после аварии?

Став участником ДТП, вы обязаны совершить такие действия:

  • остановить авто (никуда ехать нельзя);
  • включить «аварийку»;
  • выставить специальный знак;
  • не трогать ничего, что может иметь отношение к происшествию;
  • вызвать «скорую» при наличии пострадавших;
  • если возникла крайняя необходимость, можно отвезти потерпевших в больницу на своей машине, однако потом необходимо в обязательном порядке вернуться обратно.

Если же вы или другой участник скрылись, то можно рассчитывать на достаточно серьезное наказание.

Наказание за оставление места дтп

Согласно 2-й части статьи №12.27 Кодекса административных правонарушений водителю может грозить арест на 15 суток либо, как вариант, лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.

На заметку! Срок давности за оставление места дтп в данном случае составляет всего 3 месяца.

Невзирая на это, многие все же предпочитают оставлять место инцидента в надежде избежать возможных последствий. И если это сделал виновник ДТП, в котором пришлось принять участие и вам, то следуйте приведенном ниже алгоритму действий.

Смотрите, что делать оба покинули место дтп:

Что делать, если другой участник аварии покинул место происшествия?

Вы должны успокоиться, паниковать вообще не нужно. Авария уже произошла, изменить ничего нельзя, однако можно сделать так, чтобы вы не оказались в «проигрыше» от происшествия, в котором нет вашей вины.

  1. Начните с обозначения места аварии . Выполните все действия, перечисленные в предыдущих пунктах материала. Ведь если будете игнорировать простейшие правила безопасности, то прибывшие сотрудники автоинспекции могут обвинить вас в административном правонарушении.
  2. Машину и остальные предметы, относящиеся к инциденту, передвигать нельзя . Составьте приблизительную схему аварии, по возможности сделайте несколько фотографий (можно даже на мобильный телефон).
  3. Найдите свидетелей происшествия . С целью доказательства вины скрывшегося с места участника потребуются не только ваши показания, но и показания свидетелей случившегося. Обменяйтесь контактными данными со всеми людьми, которые видели скрывшегося виновника. Очень пригодятся и записи с видеорегистраторов проезжающих мимом автомобилей.
  4. Да, поиском сбежавшего автовладельца должны заниматься, прежде всего, сотрудники ГИБДД, но, как известно, вам никто не поможет, кроме вас самих. По этой причине отметьте все детали на месте происшествия – они в дальнейшем могут пригодиться следствию.

Если я покинул место дтп: ответственность и правильные действия

Мы уже разобрались, что следует предпринять после дорожно-транспортного происшествия и что будет, если скрыться с места событий. Поэтому делать этого определенно не стоит. Однако существует ряд ситуаций, в которых законодательством разрешается покинуть место инцидента. Ознакомимся с ними.

Ситуация №1

Если пострадавшего срочно нужно доставить в больницу . В таком случае можете воспользоваться своим транспортным средством, но потом обязательно вернитесь.

Ситуация №2

Если необходимо освободить дорогу, потому что движение других автомобилей из-за аварии стало невозможным. Но перед этим вы обязаны (собственно, равно как и перед транспортировкой потерпевшего в больницу):

  • найти свидетелей, обменяться с ними контактными данными;
  • зафиксировать положение автомобиля (при этом тоже должны присутствовать свидетели) и составить примерную схему, в которой должны расписаться очевидцы; по возможности сделайте несколько фотографий или запишите все на видео;
  • вызвать наряд ГИБДД, ожидать его приезда (за исключением необходимости в срочной врачебной помощи потерпевшему).

Ситуация №3

Если участники ДТП сошлись во мнении относительно оценки ситуации (кто виноват, кто прав). В таком случае полицейских также ждать не нужно. Составьте вместе схему аварии, после чего отправляйтесь в ближайший пост ДПС, дабы сообщить о случившемся.

На заметку! Схема аварии должна быть максимально подробной, с указанием недвижимых ориентиров (номеров дорожных опор или домов), дорожной разметки и прочего.

Ситуация №4

Если в ДТП были задействованы всего два транспортных средства, а общая сумма нанесенного ущерба составляет не более 25-ти тысяч рублей, то ситуация может быть урегулирована на месте без привлечения работников автоинспекции.

Однако даже в подобного рода случае вы обязаны:

  • составить схему (нужны два экземпляра с подписями участников);
  • проверить, нет ли потерпевших;
  • проверить, не было ли повреждено третье транспортное средство (ведь если, к примеру, одна из машин ехала с прицепом, и тот в результате был поврежден, то формально в ДТП приняли участие уже три ТС);
  • проверить, есть ли у другого участника ОСАГО и допущен ли он к управлению автомобилем;
  • наконец, убедиться, что вы оба одинаково оцениваете степень и стоимость повреждений.

Что касается дальнейших ваших действий, то они будут предприниматься исключительно после обращения в страховую компанию.

В остальных же случаях покидать место аварии нельзя. Так, в данном случае не будет веской причиной то, что вы:

  • опаздываете на работу;
  • догоняете второго участника аварии, который скрылся;
  • не успеваете на какое-то мероприятие;
  • везете своего ребенка на вакцинацию (но лишь при условии, что его жизни ничто не угрожает).

На заметку! Нельзя покидать место ДТП даже пешком, оставив транспортное средство и объяснительную записку. За это вы также можете схлопотать описанное выше наказание.

Итог: как избежать ответственности за оставление места дтп

Вы не будете наказаны за скрытие с места аварии всего в двух случаях.

  1. Если вы на самом деле не заметили, что совершили ДТП . Здесь за то, что вы уехали, вам не грозит наказание, ведь вы не знали о случившемся. Но если вы сделали это умышленно, то ничего поделать уже нельзя.
  2. Если это было сделано по причине крайней необходимости .

Как видим, оставлять место ДТП все же не нужно, исключением могут быть разве что отдельные экстренные ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие – неприятное событие. Оно вызывает особое психоэмоциональное состояние участников аварии, которое побуждает их совершать неосознанные действия, в том числе и оставление места происшествия.

В то же время, не исключены и сознательные поступки, когда водители не останавливаются после столкновения или скрываются с места происшествия умышленно, чтобы избежать ответственности.

Тем не менее, какими бы ни были причины и мотивы, итог оставления места столкновения один – серьезная ответственность. Даже самые благие намерения, исходя из которых, водитель не стал дожидаться приезда наряда ДПС, не оправдают данного поступка и наказание последует по всей строгости закона.

В этой статье:

Когда запрещается покидать место происшествия

По общему правилу, зону аварии нельзя покидать, пока не будут оформлены необходимые документы (п. 2.5 ПДД РФ). К 2018 году нормо творцы России позаботились о создании различных альтернатив ожиданию ГИБДД, в связи с чем, способов такого оформления несколько.

  1. Через вызов ГИБДД.
  2. Вызов аварийного комиссара, оформление им схемы ДТП, последующий визит участников аварии в инспекцию.
  3. Самостоятельное оформление ДТП водителями путем составления европротокола (если два участника, нет пострадавших, ущерб имуществу на сумму не более 50 тыс. руб.).

Если водитель уехал с места ДТП, не дождавшись совершения действий по обозначенным выше вариантам, то он будет признаваться нарушителем и понесет наказание.

Военнослужащие не являются исключением. Так, статья 2.5 КоАП содержит условие, из которого следует, что солдат на военном автомобиле не освобождается от обязанности соблюдения ПДД и несет ответственность как все водители за подобные нарушения.

В каких случаях разрешено

Законом предусмотрены некоторые исключительные случаи, когда человеку допускается покинуть место аварии до появления инспекторов ГИБДД. Речь идет в первую очередь о ситуации, когда имеются пострадавшие люди, которых необходимо доставить в лечебное учреждение.

Когда не удается найти машину для отправки раненых в больницу, участник ДТП, может оставить место аварии для перемещения такого пострадавшего к месту оказания медицинской помощи (п.2.6 ПДД РФ).

Если попавшая в аварию машина не дает возможности проезда другим, то ее также разрешается убрать с дороги. При этом водитель должен предварительно зафиксировать, сфотографировать расположение автомобилей по отношению друг к другу, к дорожной разметке, знакам, пешеходным переходам.

При легких авариях имеется возможность не вызывать ГИБДД и разъехаться «с миром». Участники не должны иметь разногласий по обстоятельствам ДТП. Они могут заполнить специальное извещение и явиться в ближайшее отделение Госавтоинспекции для оформления документов.

При ущербе менее пятидесяти тысяч рублей с двумя ТС водители могут вообще не обращаться в инспекцию вовсе и оформить европротокол. Если же дефекты совсем незначительные или водители урегулировали условия компенсации ущерба, по взаимной договоренности участники случившегося ДТП могут просто разъехаться и не оформлять никаких документов (п.2.6.1 ПДД РФ).

Обязанности водителя при ДТП

При столкновении на дороге водитель должен остановиться незамедлительно и не перемещать свой автомобиль. Это необходимо, чтобы обстоятельства аварии были более понятны сотрудниками ГИБДД.

Не связанное с инерцией, тормозным путем и прочими естественными факторами смещение машины на какое-либо расстояние от места столкновения затруднит определение скорости, реакции, торможения. Кроме того, умышленное изменение положения ТС может ввести всех в заблуждение относительно траектории движения машин до столкновения.

После остановки водитель должен выставить знак «треугольник», убедиться в отсутствие пострадавших. При наличии травм у людей в салоне авто, пешеходов, необходимо вызвать скорую. До приезда неотложки следует оказать раненым помощь.

На место происшествия нужно вызвать госавтоинспекцию. Если нет раненых, можно вызвать аварийных комиссаров. В случае, когда нет разногласий по аварии, имеется возможность никого не вызывать и явиться в инспекцию, предварительно зафиксировав имеющие отношения к аварии обстоятельства на фотокамеру и графически.

Когда можно не дожидаться ГИБДД

По статистике, подавляющее большинство аварий – это незначительные столкновения с минимальными повреждениями. Это происходит в основном в городах, когда заторы не позволяют двигаться на больших скоростях.

При таких обстоятельствах нецелесообразно вызывать инспекцию и можно все урегулировать на месте (если нет разногласий по виновности). Виновник может заплатить пострадавшему добровольно и конфликта интересов не возникнет.

Однако, следует, иметь в виду, что речь идет о тех случаях, когда нет обязанности вызывать ГИБДД. Если же сотрудников полиции все же уже вызвали, необходимо дождаться их приезда. В противном случае, прибывшие зря на место полицейские запросто оформят уехавшему водителю (или водителям) нарушение по ст. 12.27 КоАП.

Пристального внимания заслуживают происшествия, произошедшие с одним водителем, которого угораздило сбить тележку на стоянке, или которому поперек дороги встала собака, привелось ударить иное препятствие попалось на пути (куча снега, к примеру).

В данном случае горе-участник сам решает – вызывать ГАИ или нет. Исключение – причинение вреда чужому имуществу.

Составление извещения

Что представляет собой извещения о ДТП? С одной стороны, оно является обязательным к заполнению при любой аварии, за исключением случаев, когда оба водителя не имеют намерения оформлять документы и не имеют друг к другу претензий, а также нет иных пострадавших, кроме двух ТС этих водителей.

С другой стороны, извещение является основой для, так называемого европротокола. Так называют обычное извещение о ДТП в случае, когда оформление дорожного происшествия происходит без участия полиции.

Ряд условий, необходимых для этого:

  1. Только два участника.
  2. Нет вреда здоровью, жизни.
  3. Стоимость ремонта повреждений – не более 50 000 руб.

При оформлении Извещения в любом случае нужно быть внимательными и не торопиться. Заполнение следует проводить, имея перед глазами свидетельства о регистрации ТС, полисы ОСАГО, паспорта участников ДТП.

Все данные нужно записывать строго так, как они указаны в соответствующих документах. В специальном поле необходимо разборчиво нанести схему ДТП с отметкой машин, знаков, направлений движения, разметки.

Важным моментом является перечисление повреждений, указание виновности. В объяснениях водителей должно содержаться мнение каждого водителя относительно виновности.

Наказание за оставление места ДТП

Оставление места аварии считается правонарушением существенным. По данной причине оно не может быть расценено как малозначительное. Предупреждение за него не выносится.

Часть 2 ст. 12.27 КоАП РФ имеет широкий диапазон ответственности за обозначенное нарушение. Выбор вида наказания зависит от ряда факторов и обстоятельств, при которых было совершено обозначенное деяние.

Административная ответственность варьируется от ареста до лишения прав. Первое наказание ограничено пятнадцатью сутками. Второе – составляет диапазон от года до полутора лет лишения права вождения ТС. Назначение наказания по данной категории дел носит судебный характер.

Если нет пострадавших

При отсутствии телесных повреждений водителей и пассажиров (а равно пешеходов), лицо, которое скрылось с места ДТП, может рассчитывать на назначение ему наказания с минимальными последствиями для себя. Таким может быть административный арест на количество суток – менее 15. Часто при таких обстоятельствах наказание ограничивается пятью сутками.

Однако для этого стоит потрудиться и убедить судью, пойти на встречу. По факту, это очень сложно, при том, что является такое поведение серьезным процессуальным нарушением.

Следует знать, арест является мерой более строгой, чем лишение права управления автомобилем. Судья может назначить лишение прав на минимальный годичный срок, в том случае если правонарушитель свою вину признал.

Исчисление срока отбывания наказания начинается с даты вступления в силу постановления, если водитель успеет передать права в инспекцию в трехдневный срок. Ежели срок сдачи водительского удостоверения будет пропущен, исчисления периода лишения начнется с даты передачи прав в ГИБДД.

С пострадавшими

Лишение права управления транспортным средством, с позиции водителя, признается более суровым методом воздействия на нарушителя, чем арест. По этой причине именно оно назначается виновному в совершении обозначенного правонарушения, отягощенного наличием пострадавших. В данной ситуации будет применена верхняя планка, то есть лишение на максимальный срок – полтора года.

Исходя из степени причиненного вреда здоровью, имеется вероятность наступления административной или уголовной ответственности за причинение такого вреда.

В случае с легким и средней тяжести вредом применяется ст.12.24 КоАП РФ. Эта норма предусматривает ряд крайностей.

Так, при легком вреде здоровью наказание варьируется до штрафа 2500-5000 руб. до лишения прав на срок 1-1,5 лет.

Вред средней тяжести карается либо штрафом 10-25 тыс. руб., либо лишение на срок 1,5-2 года.

Причинение тяжкого вреда здоровью в аварии влечет уже уголовную ответственность – до 3-х лет ограничения свободы / принудительными работами (до 2 лет) / арест (до полугода) / лишение свободы (до 2 лет).

Со смертельным исходом

Самым тяжким является нарушение ПДД, повлекшее смерть человека. На квалификацию административного правонарушения по ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ данный факт не влияет, но за него грозит самостоятельная уголовная ответственность по ч. 3 ст.264 УК РФ.

Наказывается такое деяние в следующих границах ответственности:

  • принудительные работы (до 4 лет);
  • лишение свободы (до 5 лет).

При этом, каждое из обозначенных наказаний сопровождается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Следует отметить, что если водитель умышленно совершил ДТП с целью причинения увечий пострадавшему, то ответственность будет уже по другой статье – ч. 1 ст. 111 УК РФ. Данной нормой уголовный закон предусматривает в качестве санкции уже до 8 лет лишения свободы.

С незначительным ущербом

Размер материального ущерба не влияет на выбор части статьи КоАП РФ в отношении ответственности за оставления места аварии. Большее значение здесь имеет субъективное отношение виновника к совершаемым им действиям.

В частности умышленное оставление места аварии, или в состоянии аффекта, или в условиях крайней необходимости. Тем не менее, незначительность ущерба можно использовать наряду со смягчающими обстоятельствами как один из аргументов для применения нижнего порога наказания.

Уповая на все смягчающие обстоятельства, в том числе незначительное повреждение ТС, привлекаемое к ответственности лицо может написать ходатайство, указав в нем просьбу назначить ему административный арест на трое суток, к примеру. Однако все же не стоит забывать, что выбор меры ответственности принадлежит суду и сложно ее угадать со 100% уверенностью.

Если нет водительского удостоверения

Отсутствие водительского удостоверения и отсутствие права управления транспортным средством – это совершенно разные понятия. Первое обозначает случаи, когда водитель забыл права дома или иные ситуации, когда при себе нет карточки водительского удостоверения.

На практике такое обстоятельство невозможно выявить при оставлении места аварии, так как на момент нахождения «беглеца» права могут быть при нем. И наоборот, в момент ДТП удостоверение могло быть в кармане водителя, а при задержании – нет.

Что касается отсутствия права управления транспортным средством, то этот факт фиксируется в базе ГИБДД. Отдельной части относительно оставления места ДТП водителем без прав нет, однако есть ответственность за управление автомобилем водителем, не имеющим права управления.

При этом важным фактором является то, был ли он лишен такого права либо вообще его не имел.

Как видно из приведенных санкций, оставление места аварии лицом, которое уже было лишено права управления влечет существенные меры ответственности.

Если уехали оба участника

Санкция КоАП РФ за скрытие с места дорожного происшествия не имеет различий между виновником и потерпевшим. Теоретически, любой из участников, кто покинул место ДТП, подлежит привлечению к ответственности, даже если они оба это сделали.

Обоюдный характер нарушения не снижает санкцию каждому в отдельности. Тем не менее, практически этой ответственности не наступает.

Суть в том, что для объявления участника ДТП в розыск требуется заявление второго участника. Это может быть заявление потерпевшего, от которого скрылся виновник, равно как и заявление виновника, если скрылся с места ДТП потерпевший.

Однако если все участники аварии покинули место ДТП, вряд ли кто-то их них будет обращаться в ГИБДД, так как он также будет нарушителем.

Обратите внимание! Оба водителя уезжают с места происшествия в том случае, когда все вопросы они урегулировали. Другим поводом является отсутствие у обоих водителей времени и желания разбираться в ДТП и возиться с бумагами.

И тот, и другой случай не увенчается обращением в инспекцию, а соответственно, не будет розыска и административного дела.

Как смягчить наказание и доказать невиновность

Главным и действенным смягчающим обстоятельством является признание вины. В то же время, суды будут применять именно ту ответственность, которая указана в ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ.

Иными словами, как бы водитель ни пытался смягчить наказание, максимум чего удастся добиться – это применение наименьшего из предусмотренных данной статьей санкций.

Другое дело – отсутствие состава правонарушения. В частности, имеется в виду отсутствие вины. Любой узкий двор или парковка могут стать причиной легкого «шорканья», оставшегося незамеченным.

Так, если водитель поцарапал чужую машину и покинул место ДТП из-за того, что не почувствовал этого, можно попытаться миновать наказания. В данном случае речь будет вестись об отсутствии вины в совершении нарушения.

Самым сложным будет доказать суду невиновность, то есть, что водитель не видел и не мог заметить столкновения. На данные обстоятельства могут указывать характер и степень повреждений.

К примеру, если царапина неглубокая и расположена на заднем бампере, вполне вероятно что водитель не почувствовал соприкосновения транспортных средств и не знал о происшествии. Напротив же, если имеется вмятина, то вряд ли удар можно было не заметить.

Сроки давности

Общая давность привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Что касается ответственности за оставления места ДТП, то здесь срок более длинный – 3 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ).

Это обусловлено отнесением данного правонарушения к той категории, за которые в числе видов наказания присутствует лишение права управления транспортным средством, то есть эти дела рассматривает суд.

Срок начинает считаться с момента аварии. В течение заданного периода времени водитель и/или транспортное средство объявляются в розыск. Среди методов розыска используется установление собственника машины через госномер, направление по его месту жительства повесток. Не исключены и визиты по прописке.

Если в заданные три месяца водителя-нарушителя найти не удается, поиски прекращаются. Это обусловлено тем, что даже если он найдется, привлечь его к административной ответственности уже не удастся.

Заключение: последствия скрытия с места ДТП

Оставление места ДТП порождает массу негативных последствий как для пострадавшего, так и для нарушителя. Пострадавшему приходится тратить больше сил и времени на сбор документов, ждать рассмотрения административного дела, подготавливать документы в страховую компанию.

Самого нарушителя ждут следующие последствия:

  1. Административная ответственность.
  2. Материальная ответственность в части, не покрытой страховой выплатой.
  3. Обязанность выплатить страховщику в порядке регресса сумму страховки, уплаченной страховой компанией пострадавшему.

Как видно из приведенных в данной статье фактов, скрываться с места ДТП совсем не выгодно. Это не только негативно отражается на моральных характеристиках нарушителя, но и существенно бьет по карману. Поэтому лучше не допускать такого нарушения и строго соблюдать Правила дорожного движения.

sjh67GGftgg17


Copyright © 2024 Menzernarus - Автомобильный портал.