Презентация - политическая система. Политическая система общества презентация Презентация на тему политическая система


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3 слайд

Описание слайда:

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

4 слайд

Описание слайда:

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

5 слайд

Описание слайда:

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

6 слайд

Описание слайда:

Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

9 слайд

Описание слайда:

Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

12 слайд

Описание слайда:

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

13 слайд

Описание слайда:

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

14 слайд

Описание слайда:

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

15 слайд

Описание слайда:

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

16 слайд

Описание слайда:

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

17 слайд

Описание слайда:

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

18 слайд

Описание слайда:

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

19 слайд

Описание слайда:

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

20 слайд

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

22 слайд

Описание слайда:

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

    Слайд 2

    Государство, как элемент политической системы общества

    Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Основными элементами политической системы являются политические институты: 1. государство; 2. политические партии; 3. общественные организации и объединения; 4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

    Слайд 3

    Функции государства

    Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

    Слайд 4

    Классификация функций государства

    Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

    Слайд 5

    Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

    Внутренние функции государства: Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов, с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Слайд 6

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    Слайд 7

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    Слайд 8

    Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. Категория «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе.

    Слайд 9

    Политическая система включает в себя четыре компонента: 1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; 2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения; 3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Слайд 10

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны. Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания: = распределительного типа, рыночные, конвергентные, = либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные, = открытые и закрытые и др.

    Слайд 11

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов: » Государство решает общие проблемы страны. » Оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны. » Оно определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого человека. » Является официальным представителем общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

    Слайд 12

    Политическая система общества - это категория, которая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую. К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Элементы политической системы

    Слайд 13

    Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

    Слайд 14

    Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

    Слайд 15

    Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-1.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по обществознанию 2010 год (подготовка к ЕГЭ) Автор Сафонова Н. С. , учитель истории и обществознания Лицея № 7, г. Саяногорск

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-2.jpg" alt="> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов"> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов 4. Демократия. Ее основные ценности и признаки 5. Государство, его функции 6. Гражданское общество и государство 7. Политическая элита 8. Политические партии и движения 9. СМИ в политической системе 10. Избирательная кампания в России Не рассмотрены 11. Политический процесс 12. Политическое участие 13. Политическое лидерство 14. Органы гос. власти РФ 15. Федеративное устройство РФ

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-3.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения"> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения способность осуществлять свою «господства – подчинения» волю, воздействовать на возникающее между людьми. деятельность и поведение Одни главенствуют, проявляя других людей свою волю, другие подчиняются этой воле. Источниками власти (по М. Веберу) : Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы) Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера) Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-4.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = "> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = 2. Коммуникативный институциональный (политические отношения (государство, партии, по поводу гос. власти) общественные движения) Политическая система обшества-это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих гос. власть и управляющих делами 3. Нормативный общества 4. Культурный (политические нормы: (политические идеи, обычаи и традиции; политические взгляды, правовые; корпоративные; политическая культура, моральные- регулируют политические идеологии) политические отношения)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-5.jpg" alt="> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия"> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается 1 2 3 4 определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти. Демократия. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократический Авторитарный Тоталитарный политический режим В переводе с греческого Функции власти Политическое "демократия" означает сконцентрированы в господство группы лиц, "власть народа" (demos руках группы лиц, либо возглавляемых - народ, cratos - власть). одного человека. лидером, тотальный контроль за жизнью Выучить характеристику режимов общества

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-6.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором"> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти Д Я -Народовластие -Принцип большинства, воля большинства выявляется Е через выборы и референдум П -Уважение прав меньшинства – право меньшинства на М оппозицию Р О -Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль И принадлежит народному представительству - парламенту К -Политический плюрализм (многообразие): Н Р многопартийность, многообразие политических идей, Ц СМИ и т. д. А -Гласность – открытость деятельности политических И институтов, доступность информации, свобода слова Т -Правовое государство, основой которого является П И верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан Ы

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-7.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим "> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим Осуществление власти народом без политических представителями народа – посредников. Как? депутатами ØОбязательно наличие ØВыборы на основе всеобщего представительного избирательного права законодательного органа – ØРеферендумы ПАРЛАМЕНТА ØСходы и собрания граждан Ø процессе В ØОбращения граждан в органы представительной власти демократии участвуют ØМитинги, демонстрации профессиональные политики

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-8.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О "> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О С Это политическая организация власти, Важнейший У действующая на территории страны; политический Д имеющая специальный институт аппарат управления; А обеспечивающая безопасность населения Р С Т СТРАНА= ГОСУДАРСТВО В О

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-9.jpg" alt="> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория "> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория 1. Внутренние: Различают Формы Признаки Функции 2. Публичная власть -экономическая 1. Формы правления 3. Система права -социальная защита 2. Формы 4. Суверенность -налогообложение государственного власти устройства -охранительная 5. Исключительное (законность и 3. Формы право сбора налогов порядок государства по политическому 6. Единая денежная 2. Внешние: режиму система оборона, м/н (демократические, сотрудничество и авторитарные, др. тоталитарные)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-10.jpg" alt="> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма "> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один носителем гос. власти является человек, занимающий престол по праву народ и выборные органы- рождения парламент и президент Абсолютная Конституционная Парламентская: (неограниченная) (ограниченная) Верховенство парламента единоличное монарх царствует, Прав-во ответственно перед правление но не правит Парламентом Премьер-министр формирует ивозглавляет прав-во Президентская: Президент – глава государства и прав-ва Смешанная (парламентско- Президент избирается населением или президентская): Сильный выборщиками парламент и сильный Прав-во ответственно перед Президентом президент; баланс полномочий

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-11.jpg" alt="> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство –"> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство – форма гос. устройства, при форма гос. устройства, при котором устройства, которой его части территориальные добровольное являются части являются гос. объединение административно- образованиями- независимых стран территориальными субъектами или республик, единицами, не имеют федерации (Россия, которые сохраняют статуса Германия, США, суверенитет государственного Мексика) (Евросоюз, СНГ, образования (Япония, США до 1865) Украина, Польша) ****** * * *

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-12.jpg" alt="> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных"> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-13.jpg" alt="> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без"> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-14.jpg" alt="> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону"> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону всех граждан и самого государства, его! органов и должностных лиц Права человека, их охрана и гарантированность В правах человека выражена его свобода, но она не может! быть абсолютной. Принцип разделения государственных властей Принцип взаимной ответственности государства и личности(ответственность правительства перед представит. ! органами, юридическая ответ-ть гос. лиц перед законом, импичмент)

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-15.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти Теория элит Г. Моска и В. Парето: 1. Общество делится на класс правящих и класс управляемых; 2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством 3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др. 4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-16.jpg" alt="> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа "> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели Полити Инициативн Клубы Союзы ая группа ческая цель ПАРТИИ ДВИЖЕНИЯ Общность идеологии Нет общей идеологии Выражение интересов определенных Не ставят цели прихода к власти социальных групп База массовая Борьба за завоевание политической После достижения цели могут власти – притязания на власть и распасться, а могут превратиться в участие во власти – важнейший партию признак партии

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-17.jpg" alt="> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти "> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти Консерваторы Левые Социал-демократы Центр Либералы Правые Коммунисты Фашисты По отношению к власти: правящие и оппозиционные По организационной структуре: массовые и кадровые По программным установкам: крайне левые, центристские, правые, крайне правые Функции партий: 1. Связь гражданского общества и государства 2. Электоральная – участие в выборах 3. Политическая социализация граждан 4. Воспитание политических элит

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-18.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе Настойчивость, воля, мужество Имидж, ораторские способности Характеристики Команда помощников политического Программа лидера Выражение интересов опред. группы Поддержка власти и масс

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-19.jpg" alt=">ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи)"> ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА Рационально-легальное лидерство– лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога» . ВЕРА

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-20.jpg" alt=">ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ">

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-22.jpg" alt=">ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает"> ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика+46 областей+9 краев+ 1 автономная область+4 автономных округа+ 2 города федерального значения (Москва и Принята 12 декабря 1993 по Санкт-Петербург) результатам референдума (всенародное голосование

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-23.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти Политическая элита (профессионалы) Рядовые граждане Признаки участия Прямое 1. конкретное (непосредстве нное) участие действие 2. добровольность 3. участие является Представительное действительным, а (опосредованное) через избранных не фиктивным представителей

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-24.jpg" alt=">СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации"> СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории Пресса Важный социальный Радио Каналы институт, распространени ТV инструмент я информации управления Интернет поведением людей Функции: 1. Информационная; влияние на избирателя 2. Политическая социализация 3. Представление различных общественных интересов 4. Формирование общественного мнения

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-25.jpg" alt=">ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в "> ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов Выборы Этапы: v. Всеобщие v- Организационный v. Равные v- Выдвижение и регистрация v. Тайные кандидатов v. Прямые v- Предвыборная агитация v- Голосование и определение его Активное Пассивное результатов v- Обнародование итогов избирательн ное право Абсентеизм – уклонение от Лоббизм (лобби)= группы участия в выборах давления

Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-26.jpg" alt=">ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие"> ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие (внесения з/п в ГД з/п в ГД) 4. Принятие 5. Подписание з/п в Президентом и Совете обнародование Федерации (опубликование)

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Политическая система

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Политика

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

4.3. Политическая система

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и социальным управлением, и отношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть.

Политическая система общества – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества.

Политическая система общества – сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определённые политические функции.

Институциональная (организационная)

Элементы:

Государство, политические партии, общественные организации, СМИ и др.

Представление различных по значимости политических интересов

Социальное управление

Создание социальных норм

Политическая социализация граждан и др.

Нормативная

Элементы:

Социальные нормы (правовые, политические, нравственные и т.п.)

Регулирование политического процесса

Коммуникативная

Элементы:

Разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни

Передача информации / обмен информацией

Организация политического диалога

Культурная

Элементы:

Ценности, политические идеологии и т.п.

Придание смысла политическим действиям

Стабилизация и интеграция общества

Создание содержательной основы политического диалога

Подсистемы политической системы

Функции политической системы

  • выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп
  • определение целей и направлений развития общества и государства
  • участие в борьбе за власть и деятельности государства
  • интеграция, активизация и мобилизация больших социальных групп, политическая социализация граждан
  • выдвижение политических идей, создание идеологий
  • формирование общественного мнения
  • выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций
  • разработка правил поведения и законов, контроль за их соблюдением

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы политической системы

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются элементами политической системы.

1) политические партии; 2) банки; 3) государство; 4) производство; 5) общественные организации; 6) парламент.

Нормативная

4. В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компоненты входят в политическую систему?

1) коммуникативный

2) культурно-идеологический

3) просветительский

4) нормативный

5) партийно-организационный

6) институциональный

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) политический институт; 2) политическая партия; 3) политическая программа; 4) политическая система общества; 5) политические нормы.

6. Найдите в приведённом ниже списке функции политической системы в демократическом обществе.

1) определение целей, задач, путей развития общества

2) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей

3) формирование планово-централизованной экономики

4) установление единой официальной идеологии

5) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе

6) контроль за соблюдением законов

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями подсистем политической системы.

1) институциональная; 2) пропорциональная; 3) нормативная; 4) мажоритарная; 5) культурно-идеологическая; 6) коммуникативная

8. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы.

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.

1) политические партии; 2) государство; 3) общественные организации; 4) политическая система; 5) политическое сознание.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура политической системы

Коммуникативная

10. Установите соответствие между подсистемами политической системы и их элементами.

11. Установите соответствие между примерами социальной действительности и структурными элементами политической системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

12. «Политическая система включает в себя _______ (А) политической власти. Отношения между обществом и государством характеризует протекание _______ (Б). Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет _______ (В).

Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает в себя разнообразные формы _____ (Д) субъектов; различные виды и способы политической деятельности. Известный западный политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика в любом обществе представляет собой систему взаимодействий, посредством которых осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ______ (Е) в обществе».

1) государство 7) социальная группа

2) политическое участие 8) политические идеологии

3) организация 9) политические процессы

4) ценности

5) конкретно-историческая

6) общественная

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

1. Совокупность норм, институтов, организация, их взаимодействие, составляющих политическую самоорганизацию общества называют политической системой.

2. Политическая система состоит из таких структурных элементов как институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная.

3. Институциональная система включает в себя такие политические институты как государство, партии, общественно-политические институты.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы общества.

В правильном ответе могут быть приведены:

1. Политическая система - совокупность политических институтов, правовых норм, которые контролируют и поддерживают порядок в обществе.

2. Политическая система состоит из политических институтов: государство, политические партии, общественно-политические движения.

3. Политическая система выполняет функцию управления обществом и поддержание стабильности.

15. Назовите любые две подсистемы политической системы и раскройте содержание каждой из них.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Названы подсистемы, например :

Нормативная;

Коммуникативная;

2) Раскрыто содержание, допустим :

Нормативная: всевозможные нормы, определяющие поведение людей в общественно-политической жизни;

Коммуникативная: каналы передачи информации от общества к власти и обратно.

16. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая система общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о политической системе. Политическая система общества – система, осуществляющая социальное управление.

2) Основные элементы политической системы:

а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ);

б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм взаимодействия между субъектами политики);

в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы);

г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).

3) Функции политической системы:

а) определение целей, задач и путей развития общества;

б) регулирование деятельности общества;

в) распределение духовных и материальных ресурсов;

г) согласование разных политических интересов;

д) стабильность и безопасность общества;

е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

4) Типология политических систем:

а) в зависимости от источника власти (демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные));

б) в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и закрытые);

5) Особенности современных политических систем.

Интернет-ресурсы

  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
  • http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ
  • http://expo-oil.ru/image/561bfc1b74a68.jpeg - изображение «политическая система»
  • http://poradumo.com.ua/wp-content/uploads/2015/05/9707b021ce8d9daf857905bff5e9cfb7.jpg - изображение «политические нормы»
  • http://fb.ru/misc/i/gallery/20992/740929.jpg - изображение «общение»

Литература

1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.



Copyright © 2024 Menzernarus - Автомобильный портал.