Политическая система общества презентация. Политическая система РФ
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-1.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Презентация некоторых вопросов раздела «Политика» Кодификатора по обществознанию 2010 год (подготовка к ЕГЭ) Автор Сафонова Н. С. , учитель истории и обществознания Лицея № 7, г. Саяногорск
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-2.jpg" alt="> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов"> ВОПРОСЫ КОДИФИКАТОРА 1. Понятие власти 2. Политическая система 3. Типология политических режимов 4. Демократия. Ее основные ценности и признаки 5. Государство, его функции 6. Гражданское общество и государство 7. Политическая элита 8. Политические партии и движения 9. СМИ в политической системе 10. Избирательная кампания в России Не рассмотрены 11. Политический процесс 12. Политическое участие 13. Политическое лидерство 14. Органы гос. власти РФ 15. Федеративное устройство РФ
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-3.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения"> ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ Вла сть - это возможность и Власть – это отношения способность осуществлять свою «господства – подчинения» волю, воздействовать на возникающее между людьми. деятельность и поведение Одни главенствуют, проявляя других людей свою волю, другие подчиняются этой воле. Источниками власти (по М. Веберу) : Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы) Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера) Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-4.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = "> ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Организационный = 2. Коммуникативный институциональный (политические отношения (государство, партии, по поводу гос. власти) общественные движения) Политическая система обшества-это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих гос. власть и управляющих делами 3. Нормативный общества 4. Культурный (политические нормы: (политические идеи, обычаи и традиции; политические взгляды, правовые; корпоративные; политическая культура, моральные- регулируют политические идеологии) политические отношения)
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-5.jpg" alt="> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия"> ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается 1 2 3 4 определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти. Демократия. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократический Авторитарный Тоталитарный политический режим В переводе с греческого Функции власти Политическое "демократия" означает сконцентрированы в господство группы лиц, "власть народа" (demos руках группы лиц, либо возглавляемых - народ, cratos - власть). одного человека. лидером, тотальный контроль за жизнью Выучить характеристику режимов общества
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-6.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором"> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти Д Я -Народовластие -Принцип большинства, воля большинства выявляется Е через выборы и референдум П -Уважение прав меньшинства – право меньшинства на М оппозицию Р О -Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль И принадлежит народному представительству - парламенту К -Политический плюрализм (многообразие): Н Р многопартийность, многообразие политических идей, Ц СМИ и т. д. А -Гласность – открытость деятельности политических И институтов, доступность информации, свобода слова Т -Правовое государство, основой которого является П И верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан Ы
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-7.jpg" alt="> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим "> ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ Прямая (непосредственная) Представительная Власть осуществляется самим Осуществление власти народом без политических представителями народа – посредников. Как? депутатами ØОбязательно наличие ØВыборы на основе всеобщего представительного избирательного права законодательного органа – ØРеферендумы ПАРЛАМЕНТА ØСходы и собрания граждан Ø процессе В ØОбращения граждан в органы представительной власти демократии участвуют ØМитинги, демонстрации профессиональные политики
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-8.jpg" alt="> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О "> ПОНЯТИЕ «ГОСУДАРСТВО» Г О С Это политическая организация власти, Важнейший У действующая на территории страны; политический Д имеющая специальный институт аппарат управления; А обеспечивающая безопасность населения Р С Т СТРАНА= ГОСУДАРСТВО В О
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-9.jpg" alt="> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория "> ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ 1. Территория 1. Внутренние: Различают Формы Признаки Функции 2. Публичная власть -экономическая 1. Формы правления 3. Система права -социальная защита 2. Формы 4. Суверенность -налогообложение государственного власти устройства -охранительная 5. Исключительное (законность и 3. Формы право сбора налогов порядок государства по политическому 6. Единая денежная 2. Внешние: режиму система оборона, м/н (демократические, сотрудничество и авторитарные, др. тоталитарные)
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-10.jpg" alt="> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма "> ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫВАЮТ Монархия (единовластие)- форма Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один носителем гос. власти является человек, занимающий престол по праву народ и выборные органы- рождения парламент и президент Абсолютная Конституционная Парламентская: (неограниченная) (ограниченная) Верховенство парламента единоличное монарх царствует, Прав-во ответственно перед правление но не правит Парламентом Премьер-министр формирует ивозглавляет прав-во Президентская: Президент – глава государства и прав-ва Смешанная (парламентско- Президент избирается населением или президентская): Сильный выборщиками парламент и сильный Прав-во ответственно перед Президентом президент; баланс полномочий
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-11.jpg" alt="> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство –"> ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федерация – форма Конфедерация – государство – форма гос. устройства, при форма гос. устройства, при котором устройства, которой его части территориальные добровольное являются части являются гос. объединение административно- образованиями- независимых стран территориальными субъектами или республик, единицами, не имеют федерации (Россия, которые сохраняют статуса Германия, США, суверенитет государственного Мексика) (Евросоюз, СНГ, образования (Япония, США до 1865) Украина, Польша) ****** * * *
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-12.jpg" alt="> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных"> ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-13.jpg" alt="> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без"> Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-14.jpg" alt="> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону"> Признаки правового государства Верховенство права в обществе Подчинение закону всех граждан и самого государства, его! органов и должностных лиц Права человека, их охрана и гарантированность В правах человека выражена его свобода, но она не может! быть абсолютной. Принцип разделения государственных властей Принцип взаимной ответственности государства и личности(ответственность правительства перед представит. ! органами, юридическая ответ-ть гос. лиц перед законом, импичмент)
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-15.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или"> ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти Теория элит Г. Моска и В. Парето: 1. Общество делится на класс правящих и класс управляемых; 2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством 3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др. 4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-16.jpg" alt="> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа "> ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели Полити Инициативн Клубы Союзы ая группа ческая цель ПАРТИИ ДВИЖЕНИЯ Общность идеологии Нет общей идеологии Выражение интересов определенных Не ставят цели прихода к власти социальных групп База массовая Борьба за завоевание политической После достижения цели могут власти – притязания на власть и распасться, а могут превратиться в участие во власти – важнейший партию признак партии
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-17.jpg" alt="> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти "> КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ Находящиеся у власти Консерваторы Левые Социал-демократы Центр Либералы Правые Коммунисты Фашисты По отношению к власти: правящие и оппозиционные По организационной структуре: массовые и кадровые По программным установкам: крайне левые, центристские, правые, крайне правые Функции партий: 1. Связь гражданского общества и государства 2. Электоральная – участие в выборах 3. Политическая социализация граждан 4. Воспитание политических элит
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-18.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе Настойчивость, воля, мужество Имидж, ораторские способности Характеристики Команда помощников политического Программа лидера Выражение интересов опред. группы Поддержка власти и масс
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-19.jpg" alt=">ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи)"> ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА Рационально-легальное лидерство– лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога» . ВЕРА
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-20.jpg" alt=">ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ">
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-22.jpg" alt=">ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает"> ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика+46 областей+9 краев+ 1 автономная область+4 автономных округа+ 2 города федерального значения (Москва и Принята 12 декабря 1993 по Санкт-Петербург) результатам референдума (всенародное голосование
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-23.jpg" alt="> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и"> ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти Политическая элита (профессионалы) Рядовые граждане Признаки участия Прямое 1. конкретное (непосредстве нное) участие действие 2. добровольность 3. участие является Представительное действительным, а (опосредованное) через избранных не фиктивным представителей
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-24.jpg" alt=">СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации"> СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории Пресса Важный социальный Радио Каналы институт, распространени ТV инструмент я информации управления Интернет поведением людей Функции: 1. Информационная; влияние на избирателя 2. Политическая социализация 3. Представление различных общественных интересов 4. Формирование общественного мнения
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-25.jpg" alt=">ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в "> ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов Выборы Этапы: v. Всеобщие v- Организационный v. Равные v- Выдвижение и регистрация v. Тайные кандидатов v. Прямые v- Предвыборная агитация v- Голосование и определение его Активное Пассивное результатов v- Обнародование итогов избирательн ное право Абсентеизм – уклонение от Лоббизм (лобби)= группы участия в выборах давления
Src="https://present5.com/presentation/1/17183157_159471676.pdf-img/17183157_159471676.pdf-26.jpg" alt=">ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие"> ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ 1. Законодател ьная инициатива 2. Обсуждение 3. Принятие (внесения з/п в ГД з/п в ГД) 4. Принятие 5. Подписание з/п в Президентом и Совете обнародование Федерации (опубликование)
Политическая система общества
Политическая система
Политическая система, ее компоненты Функции политической системы
- 1. Функция целеполагания определение целей, задач, путей развития общества.
- 2.Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
- 3.Распределение материальных и духовных ценностей.
- 4.Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
- 5.Интегративная- это согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
- 6.Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
- 7.Регулятивная –это разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
- 8.Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
ГОСУДАРСТВО
СТРАНА= ГОСУДАРСТВО
Причины возникновения государства
Название теории |
Сущность |
|
Теологическая |
Аквинский, Маритен |
1.Государство – продукт божественной воли 2. Неравенство людей предопределено |
Патриархальная |
Аристотель Филмер |
1. Люди-существа коллективные →семья→увеличение семей→объединение людей→ГОСУДАРСТВО = семья, государь - отец |
Договорная |
Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения, по которому часть свободы и власти →государству |
|
Теория насилия |
Гумплович Каутский |
Насилие, порабощение одних племен другими, для управления покоренными нужен аппарат принуждения - ГОСУДАРСТВО |
Органическая |
Государство – это продукт социальной эволюции. В процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются гос-ва |
|
Материалистическая (классовая) |
Разделение труда + совершенствование ОТ→↗ПТ→возникновение избыточного продукта→появление част. собственности→появление классов→гос-во |
|
Психологическая |
Петражицкий |
Особенности человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, готовность последних подчиняться. |
Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей
Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.
Источниками власти (по М. Веберу) :
- Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
- Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
- Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим , т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.
Выучить характеристику режимов
Демократия и Её основные принципы
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти
- Народовластие
- Принцип большинства , воля большинства выявляется через выборы и референдум
- Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию
- Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту
- Политический плюрализм (многообразие):
многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.
-Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова
-Правовое государство , основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан
ПРИНЦИПЫ
Демократия и Её формы
Представительная
Прямая (непосредственная)
Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?
- Выборы на основе всеобщего избирательного права
- Референдумы
- Сходы и собрания граждан
- Обращения граждан в органы власти
- Митинги, демонстрации
Осуществление власти представителями народа – депутатами
- Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
- В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
- 1.Несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами воздействия на принятие решений.
- 2.Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и
- прочих демократических процедурах.
- Это ослабляет демократический режим!
Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения
Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент
Абсолютная (неограниченная) единоличное правление
Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит
Парламентская:
- Верховенство парламента
- Прав-во ответственно перед Парламентом
- Премьер-министр формирует и возглавляет прав-во
Президентская:
- Президент – глава государства и прав-ва
- Президент избирается населением или выборщиками
- Прав-во ответственно перед Президентом
Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий
Форма государственного устройства
Гражданское общество и государство
Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства . Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества
Признаки правового государства
Политическая элита
Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти
Теория элит Г. Моска и В.Парето :
1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;
2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством
3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.
4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений
ПАРТИЯ (parties, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели
Политическая цель
Политологи в структуре партии выделяют три уровняЧлены партии, занимающие государственные посты
Официальная партийная организация: лидеры, аналитики, партийный актив, рядовые члены
Блок избирателей, массовая база партии
Государство
Гражданское общество
Гражданское общество
Партии обеспечивают связь гражданского общества и государства
Классификация партий
Находящиеся у власти
Коммунисты
Анархисты
Монархисты
Клерикальные
Социал-демократы
Либералы
Консерваторы
- По отношению к власти : правящие и оппозиционные
- По организационной структуре : массовые и кадровые
- По программным установкам : крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые
- По идеологическим установкам: консервативные, либеральные, социал.
Функции партий:
1.Связь гражданского общества и государства
2.Электоральная – участие в выборах
3. Политическая социализация граждан
4. Воспитание политических элит
Либералы
Проправительственные партии
Типы партийных систем
Партийная система – это механизм взаимодействия и борьбы партий за власть
Фр. политолог Дюверже: «Партийная система – это стабильный ансамбль партий , длительное время, принимающий участие в дележе власти »
Однопартийная система
Двухпартийная система = бипартизм
Система «2-х с половиной партии» или «2+»
Многопартийная система
Политическое лидерство
Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе
Характеристики
политического лидера
Программа
Выражение интересов опред. группы
Настойчивость, воля, мужество
Имидж, ораторские способности
Команда помощников
Поддержка власти и масс
Типы лидерства по м.веберу
Традиционное лидерство , основано на традициях (вожди племен, монархи) ПРИВЫЧКА
Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. РАЗУМ
Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». ВЕРА
Органы государственной власти
Субъекты Федерации
Федеративное устройство России На основе Конституции РФ и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 83 субъекта Федерации. РОССИЯ= 21 республика +46 областей +9 краев + 1 автономная область +4 автономных округа + 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
Политическое участие
Это действия гражданина, с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в институты власти
Политическая элита (профессионалы)
Рядовые граждане
Прямое (непосредственное) участие
Представительное (опосредованное) через избранных представителей
Признаки участия
1. конкретное действие
2. добровольность
3. участие является действительным, а не фиктивным
СМИ в политической системе
СМИ – средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории
Интернет
Важный социальный институт, инструмент управления поведением людей
Каналы распространения информации
- Информационная; влияние на избирателя
- Политическая социализация
- Представление различных общественных интересов
- Формирование общественного мнения
Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов
Этапы :
- - Организационный
- - Выдвижение и регистрация кандидатов
- - Предвыборная агитация
- - Голосование и определение его результатов
- - Обнародование итогов
Выборы
- Всеобщие
- Равные
- Тайные
- Прямые
Активное избирательное право
Пассивное избирательное право
Абсентеизм – уклонение от участия в выборах
1.Лоббизм (лобби)= группы давления;
2. Лоббизм - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Законотворческий процесс в рф
1.Законодательная инициатива (внесения з/п в ГД)
2.Обсуждение з/п в ГД
3. Принятие з/п в ГД
4.Принятие з/п в Совете Федерации
5.Подписание Президентом и обнародование (опубликование)
Слайд 2
Вопросы политологии:
- Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур?
- Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических процессов?
Слайд 3
Два важнейших аспекта политической системы:
- Целостность
- Динамичность
- Структурные элементы:
- Структурные элементы:
- Организационные (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления);
- Нормативные (политические правовые нормы и ценности, обычаи и традиции);
- Культурные (политические идеи, политическая культура);
- Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом)
- Политические идеи
- Ценности
- Мировоззрение
Слайд 4
Политическая система – комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.
Слайд 5
- Коммуникационная подсистема
- Функциональная подсистема
- Нормативная подсистема
- Политические принципы, политические традиции, нормы морали.
- Институционная подсистема
- Государство, политические партии, общественно-политические движения.
- Структура политической системы:
Культурно-идеологическая подсистема
Слайд 6
Функции политической системы:
- Определение целей, задач, путей развития общества.
- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
- Распределение материальных и духовных ценностей.
- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
- Разработка правил и законов поведения людей и групп а в обществе.
- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Слайд 7
Функционирование политической системы:
- Политическая система
- Требования
- Решение
- Действия
- Поддержка
- Выход
- Окружающая среда
- Окружающая среда
Слайд 8
Связь между политической системой и средой
(структура входа и выхода Д. Истона):
а) работа по регулированию и формулированию требований партиями, профсоюзами, общественно-политическими организациями, гос. деятелями в рамках политической системы для предохранения её от перегрузок в связи с широким спектром требований.
б) механизм обратной связи – действия и решения властей вызывают либо поддержку властей обществом, либо новые требования к властям в рамках системы.
Слайд 9
Уровни существования политических систем.
- глобальный (мировой)
- региональный
Национально-государственный
Слайд 10
Виды политических систем.
- Стабильные (устойчивые)
- Нестабильные (неустойчивые)
Выражают волю большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране.
Слайд 11
Политические системы диктаторского типа:
- диктатура
Отсутствие гарантий политических свобод, принципа разделения властей и верховного права. Неприятие демократических принципов управления.
Слайд 12
а) небольшое число носителей власти.
б) Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за её осуществлением. При этом власть не произвольна и может опираться на силу законов, хотя эти законы принимаются на усмотрение правящей элиты.
в) стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Хотя это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях.
г) недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
д) относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
Слайд 13
- авторитаризм
- тоталитаризм
Всеобщее проникновение моноидеологии (единственной разрешённой идеологии) во все подсистемы общества и постепенное поглощение общества и отдельной человеческой личности структурами партии-государства.
Доминирование структур государства над обществом, примат исполнительной власти над законодательной и судебной.
Посмотреть все слайды
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
3 слайд
Описание слайда:
С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.
4 слайд
Описание слайда:
С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.
5 слайд
Описание слайда:
В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.
6 слайд
Описание слайда:
Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.
7 слайд
Описание слайда:
Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.
8 слайд
Описание слайда:
Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.
9 слайд
Описание слайда:
Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.
12 слайд
Описание слайда:
Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.
13 слайд
Описание слайда:
В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.
14 слайд
Описание слайда:
В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.
15 слайд
Описание слайда:
12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.
16 слайд
Описание слайда:
В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.
17 слайд
Описание слайда:
В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).
18 слайд
Описание слайда:
Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.
19 слайд
Описание слайда:
На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.
20 слайд
Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.
22 слайд
Описание слайда:
Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.
Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.
Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.
Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.
Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ
Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.
Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.